Каталог продукции

Антигололедные реагенты - вопросы и ответы, нормы и характеристики

Все знают о применении в столице таких реагентов, как хлористые натрий и кальций. Безопасны ли они для состояния окружающей среды, здоровья людей и животных, для техсостояния машин?

С 2001/2002 года зимой в больших городах (таких, как Москва или Санкт-Петербург и пр.) коммунальные службы начали уходить от использования традиционной соли. Больше используются антигололедные реагенты нового поколения (ПГР), относящиеся к безопасным с экологической точки зрения, более технологичным и эффективным реагентам. В виде главных реагентов используются жидкие «Нордекс» и хлористый кальций модифицированный (ХКМ), а также, ингибированный фосфатами, хлористый кальций (ХКФ) – относящийся к твердым реагентам и твердый реагент на основе хлористого магния. Данные вещества считаются наиболее экологически безопасными и в достаточной степени действенными победителями обледенения. Но есть минус в использовании этих реагентов – образуется «масляная» пленка на дорожном покрытии, что значительно увеличивает тормозной путь автомобиля.

По причине введенного лимита на применение технической соли в городе, было принято решение коммунальными хозяйствами столиц применять антигололедные химреагенты хлористый кальций модифицированный (ХККМ) и модифицированный хлористый кальций натрий (ХКНМ) и, в том числе и их аналоги.

Твердые химические составные реагенты на базе модифицированного хлористого магния и кальция приобрели наибольшую популярность. Следуя инструкции, их разрешено применять во время любых условиях погоды и любых температурах, в том числе во время снегопада. Распределение по дорожному покрытию происходит с привлечением спецтехники, это дает возможность в обработке территорий, больших по площади. 

В период с 2001 по 2004 год, в г. Москве Центром Госсанэпиднадзора выдавались заключения о безвредности изделия и его соответствии нормам санитарных требований и правил на такие виды противогололедных реагентов российских изготовителей:

  • хлористый магний модифицированный (ХММ) «БиоМаг» изготовитель ЗАО «Бишофит-Авангард» город Волгоград;
  • хлористый кальций модифицированный (ХКМ) изготовитель ОАО «Синтез»;
  • реагент «Нордикс» изготовитель ЗАО "РОШАЛЬСКИЙ ХИМИЧЕСКИЙ ЗАВОД "НОРДИКC"
  • гранулированный хлористый кальций кальцинированный (ХКК) изготовитель ОАО «Каустик» город Волгоград;
  • «Ацедор» на основе ацетата калия производства ГУП «Поклонная гора»;
  • реагент по борьбе с гололедом «СБГ» производитель ЗАО «Экомаг» город Пермь;
  • «Чистодор» производитель Открытое Акционерное Общество «Гарант-Лей»;
  • изготовитель хлористого кальций натрия модифицированного ОАО «Каустик» город Волгоград.


Зимой (2005/2006 годов) по причине скопления аниона магния в природных водах и в почве, власти г. Москвы перестали применять хлористый магний «Биомаг». В апреле месяце (10.04.2007 года), правительством г. Москвы было принято постановление, регулирующее порядок допуска к использованию противогололедных реагентов для уборки в течение зимы в городе Москве объектов дорожного хозяйства. Другими словами, согласно данного постановления, на дорогах города разрешено использование сугубо тех реагентов, которые были заведомо оценены на степень влияния на здоровье и жизнь человека, на окружающую среду (почву, растения, водные объекты, дорожное покрытие, различные коммуникаций).

Завоевавшим наибольшую популярность по сравнению с другими реагентами, можно назвать хлористый модифицированный кальций (ХКМ 28%-ный).

При сравнении ХКМ и технической соли, можно отметить ряд значительных достоинств хлористого кальция модифицированного: величина потребления ХКМ ниже, чем у соли (на 30-40%), эффективное использование ХКМ возможно при любой температуре (до минус 55 градусов по Цельсию), при этом нагрузка экологическая ХКМ происходит в меньшей степени, чем у технической соли. ХКМ не дает появляться гололеду и накатам из снега и льда. Помимо этого, исследования в лаборатории дали интересные результаты: данные реагенты, помимо того, что плавят лед, они при этом делают почву лучше. Происходит замещение натрия кальцием, накопившегося в почве за период применения технической соли, как результат, происходит удобрение почвы.

Если проводить сравнение с иными разновидностями реагентов противогололедных, то этот обладает заметным достоинством по действенности и быстроте расплавления льда: ХКМ (один грамм) плавит лед за одну минуту в количестве 0,11 грамм. При этом происходит выделение тепла, которое дает возможность намного быстрее (в 4-5 раз), если сравнивать с поваренной солью, убрать отложения снега и льда на покрытии дорог. Также возможно ХКМ применять как профилактику до снегопадов, можно в процессе снегопада, или уже по факту выпадения снега. При этом есть необходимость лишь в учете того, что во время выпадения снега (при достижении толщины от 3 до 5 мм), реагент используют спустя 20-40 минут. Нормы использования реагента регулируются в зависимости от температуры воздуха и толщины выпавшего снега. Для примера, при 2-4 градусах по Цельсию и 3-5 мм толщине снега, понадобится 35 грамм препарата на один кв.м. При 10-15 градусах по Цельсию и толщине льда 1-2 мм нужно будет 45 грамм на один кв.м.

В момент выпадения снега (используя ХКМ), можно убирать получившуюся массу кашицеобразного вида сразу по прекращению снегопада, если применяется вещество уже после выпадения снега – по истечении одного-двух часов по факту установившейся погоды, до той поры, пока отложения по причине их плавления не увлажнятся и не станут рыхлыми под действием автомобильных колес. Основное – это не держать дольше положенного. В противном случае, возможно снижение температуры, которое даст толчок к возникновению скользкой корки повторно и излишнему расходу реагентов. Стоимость ХКМ: одна тонна 2,5-3 тыс.руб.

Не глядя на значительные плюсы, ХКМ имеет несколько минусов. Первый и наиболее важный – это короткое время воздействия реагента – примерно три часа. Это ведет к необходимости обработки дорожного покрытия несколько раз на протяжении суток. Специалисты МАДИ (Московского института автодорожного) выявили, что по факту обработки ледяного покрытия дороги ХКМ, качество сцепления шин с дорожным покрытием уменьшается на 30% при сравнении с мокрым асфальтом. При использовании технической соли, происходило испарение влаги, дорожное покрытие оставалось сухим, хлористый кальций модифицированный наоборот притягивает влагу. При наличии на дороге пленки из масла от машины, заполнении пор асфальта крошкой из резины, в этом случае ХКМ теряет показатели эффективности еще сильнее.
Помимо этого, как считают знатоки, ХКМ способствует возникновению у людей аллергии и способен разъедать автомобильный металл. Исследования НИИ экологии окружающей среды и человека им.Сытина показали, что случаи возникновения аллергии у жителей столицы увеличиваются в зимний период. ХКМ достаточно агрессивен к обуви, произведенной из натур. материалов: замечательно выделанная кожа приобретает жесткость, следовательно элементарно может потрескаться. При этом хлор популярен свойством отбеливания, как следствие – изменение цвета обуви. 
Данный реагент может быть вреден животным. Количество обращений в ветлечебницы животных с химическими ожогами лап значительно увеличивается. 
Сам ХКМ и его аналоги прошли исследования в Германии, Италии, Швейцарии, Франции и США. В использование пустила его только Швейцария, где практически нет морозов. Норвегия и Швеция не применяют химии в принципе, просто убирая снежные заносы специальной техникой. Финляндия применяет соленую крошку из мрамора. Известный способ, применяемый во времена царской России.
Иные реагенты:

Хлористый магний. Наибольшую эффективность данный реагент имеет при низких температурах. Например, при минус 6 градусах по Цельсию действует каменная соль, при минус 11 градусах по Цельсию действует хлорид калия, хлористый магний модифицированный – при минус 25 градусах по Цельсию. Хлорид магния не становится препятствием для образования льда на протяжении 2-3 дней со времени применения. Также плюс то, что он не создает налета порошкообразного вида в процессе высыхания, в то время, как большая часть ПГР образует. Для животных, для растений он безвреден, т.к. хлористый магний применяется в животноводстве и растениеводстве как минеральное удобрение.


Механика работы с реагентом следующая. При сообщении службой метеорологов о вероятности снегопада в ближайшее время, рассыпается ХММ по территории, необходимой для обработки (по расчету 30-140 г на один кв.м.). Снег, попадая на поверхность подвергшуюся обработке, тает, при этом, не образуя покрытия изо льда. В случае уже выпавшего снега, вначале чистятся дороги от снега, затем сыпется реагент на основе хлористого магния.
И в первом, и во втором случаях, происходит впитывание кристаллами влаги из окружающей среды. Переходя в жидкую фазу из твердой, происходит выделение тепла. В результате из смеси льда, снега и реагента получается так называемый рассол. Хлористый магний дает возможность получить такой рассол быстрее в два раза, если сравнить с использование каменной соли. Такой рассол производит разрыв между льдом и покрытием дороги, предупреждая образование гололеда. Нужно лишь произвести уборку жижи из снега при помощи специальной машины. Стоимость «БИОМАГА» около 1 000 руб. за одну тонну.
И все же непревзойденным лидером в борьбе в гололедом (плюс низкие температуры) является «НОРДВЕЙ», произведенный на базе ацетата калия. Применим он для войны со льдом при температуре минус 60 градусов по Цельсию, в том числе на Крайнем Севере. 
Благодаря своим свойствам, может замечательно бороться с образованием льда, в том числе не давать сильного соединения наката из льда и снега с асфальтом, это делает более безопасным движение по дороге.


Спустя 50 минут по факту применения реагента качество сцепления дороги и льда повышается до показателя, при котором возможна эксплуатация транспорта без возникновения опасности. Благодаря жидкой консистенции реагента, он достаточно равномерно убирает гололед. При хороших погодных условиях «НОРДИКС-П» работает до 4-х суток без нанесения повторно. Для распределения данного реагента применяются специализированные разбрызгиватели. Возможно использование стандартных машин для полива (ПМ–130), которые оборудованы навесным оборудованием для распределения. Сильную трудность в эксплуатации дорог представляет уборка льда, изначально тонкие пленки гололеда, которые равны толщине шероховатости дорожного покрытия, т.к. образуемая пленка гололеда, преимущественно вначале, сильно уменьшает качества сцепления покрытия. Реагент хорошо разрешает данную задачу.
Жидкий реагент антигололедный – «Ацедор», как и «Нордикс», изготовлен в последние годы. Основа – соли кислоты (уксусной), наиболее действенны при отрицательных температурах и не способствуют коррозии авточастей из металла. Покрытия дороги, где применяется данный реагент, характерны хорошими свойствами сцепления, это уменьшает аварийность. Помимо этого, методы изготовления разработанных реагентов экономичны, т.к. нет надобности в применении дорогого оборудования. 
Кроме кислоты (уксусной) в «Ацедор» включается смесь ацетатов магния, калия и кальция. Данные вещества используются для подкормки растений, значит вред от них мизерный. Напротив, они увеличивают активность (биологическую) почв. Советуется использовать по норме 50-100 мл на одни кв.м.

Еще одно средство для войны с гололедом включает в себя хлориды металлов (магний хлористый, калий хлористый, натрий хлористый, кальций хлористый). Название препарата СБГ (Средство борьбы с гололедом). Окись магния и магний применяются для уменьшения активности агрессивной материала к деталям из металла машин и мостов (в 3-3,5 раза). Данное средство не дает вредного действия на детали машин из резины, наиболее бережно, если сравнивать с иными реагентами, воздействует на материалы и покрытия дороги, по причине снижения вымывания щелочных компонентов из бетона. Чтобы обработать ту же по площади территорию, нужно в 6 раз меньше средства, чем хлористого натрия. Возможность СБГ к разрушению плотности образований из снега и льда увеличивается при температура от 0 до минус 15 градусов по Цельсию. Нужно наносить ровным слоем на корки из снега и льда, изначально вычищенные от массы снега механическим способом. На трассах внекатегорийных и с категорией 1, 2, 5 применяется 60-120 г на один кв.м. при минус 18 градусов по Цельсию и толщине ледяного или снежного покрытия до двух см. При категориях дорог 3 и 4 – норма составляет 40-80 г на один кв.м., в зонах для пешеходов – 20-40 г на один кв.м. Если температура ниже, больше по толщине слой снега или льда, советуется применять реагент прямо пропорционально толщине отложений из снега и льда и применять наиболее крупную фракцию средства. 

По факту использования реагента надо подождать как минимум один час, затем механически убирать массу снега или льда, т.к. достаточно большая способность плавить у СБГ выявляется в период этого первого часа. Кроме этих способностей, СБГ хорошо удобряет почву. Кальций, магний и калий, которые входят в реагент, дают возможность увеличить крупнозернистые фракции в почве. Эта земля обладает хорошими свойствами воздухо- и водопроницаемости. Растения также получают хорошее минеральное питание. Происходит быстрое вымывание из почвы, вследствие чего не происходит засоления. 
Отличается от ранее описанного реагента тем, что в «АЙСМЕЛТ» включается еще натрий. Представляет из себя сложнейшую смесь в виде гранул безводного кальция хлористого, выпарного натрия хлористого с примесью ингибитора коррозии. Гранулы препарата могут глубже попадать через лед к дорожному покрытию и разрушать соединение покрытия и льда. Происходит это благодаря свойствам хлорида натрия. В свою очередь хлорид калия ускоряет процесс таяния льда и уменьшает количество ионов натрия, это снижает их опасное действие на окружающую среду. 
«АЙСМЕЛТ» используется при температуре до минус 20 градусов по Цельсию. Характеризуется более сильным продленным действием, при этом значительно медленнее, но глубже забирается в толщину льда до поверхности дорожного покрытия, мешая сцеплению дороги и льда. Значит, проявить себя он имеет возможность на дорогах, где образовано достаточно сильное ледяное покрытие. При учете того, что реагент снижает температуру, при которой вода замерзает, его возможно смело использовать при сложных ситуациях (например, где есть не только лед, но и снегопад). Для того, чтобы оттаять одну и ту же величину льда необходимо расходовать реагента в 2-2,5 раза меньше, чем применяемых на сегодняшний день препаратов противогололедных.

Статья создана на основе информации с сайта http://neruddostavka.ru

Наверх
Заказать звонок



* - обязательные поля

Задать вопрос



* - обязательные поля

Сообщить о неполадке



* - обязательные поля